Всё чаще некоторые ученые призывают отказаться от названий биологических видов, которые прославляют людей, считающихся неугодными, включая диктаторов и поработителей, или используют оскорбительные слова. Другие задаются вопросом, целесообразны ли такие монументальные усилия и возможны ли вообще.
Несколько лет назад Тим Хаммер сделал внезапное для себя открытие. Хаммер — ботаник. Он только начинал работать над докторской диссертацией в Университете Аделаиды. Предметом его научного интереса была таксономия рода растений Hibbertia. Ученый обнаружил, что этот род оказался даже более разнообразным, чем предполагалось ранее, и вскоре описал десятки его новых видов.
В процессе работ Хаммер заинтересовался тезкой этого рода, англичанином по имени Джордж Хибберт. Ботанические тексты описывают его как «покровителя ботаники», но он был чем-то большим. Хибберт, умерший в 1837 году, был рабовладельцем и, как член британского парламента, ведущим противником отмены смертной казни.
Хаммер считал недопустимым, что имя поработителя звучит там, где его может встретить так много людей — или, по крайней мере, ботаников. Он хотел провести своего рода экзорцизм, избавить растение от имени Хибберта.
Что об этом думает научное сообщество
За последние несколько лет, на фоне более широкого признания социальной справедливости, ученые стали внимательнее относиться к научным названиям изучаемых ими существ. Многие из этих имен действительно прославляют людей, которые, как Джордж Хибберт, совершили поступки или придерживались взглядов, порицаемых современным обществом.
Многие другие имена произошли от расовых оскорблений или фраз, которые считаются оскорбительными. Кроме этого, почти все названия отражают происхождение современной таксономии в Западной Европе — в обществе, в котором доминировали мужчины и которое было на пике своего колониального могущества.
Различные группы исследователей предлагают способы исправить эту ситуацию. Некоторые из них представляют собой скромные изменения в кодексах, определяющих, как ученые дают имена существам. Например, одно из недавних предложений потребует переименовать, по некоторым оценкам, более 200 000 видов, названных в честь людей, чтобы искоренить расизм и сексизм. Эти предложения встретили яростное сопротивление.
Некоторые ученые протестуют по философским соображениям, утверждая, что лучше оставить ошибки прошлого, чтобы современники и будущие поколения могли на них поучиться. Другие указывают на практические последствия этих предложений, отмечая, что в эпоху быстрого изменения климата, разрушения среды обитания и глобализации таксономия — наука о классификации, открытии и описании живых существ в мире — всё больше превращается в гонку со временем. Отвлечение ресурсов на массовое переименование станет катастрофой.
О систематике
Номенклатура, система, которую ученые используют для обозначения организмов, возникла в середине 1700-х годов. Шведский ботаник Карл Линней предложил новый способ категоризации живых существ по нисходящей шкале отношений: от царства наверху, за которым следуют типы, класс, отряд, семейство, род и вид. Последние две категории составляют бинарное название вида.
Система Линнея была проще и элегантнее всего, что существовало до. Это быстро прижилось, и европейские натуралисты разъехались по всему миру, применяя двухсоставные названия к формам жизни, с которыми они сталкивались.
Но вскоре возникла новая проблема: натуралисты снова и снова давали имена существам, которым уже дали имена другие натуралисты. Иногда они делали это по незнанию, а иногда им просто не нравилось существующее. Например, в 1834 году в Журнале естественной истории Лаудона натуралист, известный как SDW, предложил переименовать обыкновенного снегиря, которого в 1758 году Линней назвал Loxia pyrrula, в Densiróstra atricapilla. Его новое общее название, как пишет SDW, будет «угольная голова».
Каким бы благоприятным ни казалось это изменение, Стрикленд в последующем номере журнала утверждал, что оно подорвет всю систему таксономической номенклатуры, которая должна была гарантировать, что любой человек в любой точке мира может использовать научное название существа и знать, что его поймут верно. Смена названий волей-неволей угрожала подорвать этот принцип взаимной понятности.
Таксономическая система нужна для того, чтобы кто угодно и где угодно мог использовать научное название вида и знать, что его поймут верно Ecocosm
Стрикленд лоббировал своих современников принять набор правил, определяющих, как систематики будут называть организмы, а также когда и при каких условиях другие систематики могут эти названия изменить. В конечном итоге эти правила превратились в три международных номенклатурных кодекса: один для животных, один для микроорганизмов и один для растений, водорослей и грибов.
Кодексы длинные и юридические, в них рассматриваются такие вопросы, как правильная латинизация слов, но также и набор принципов, ключевым среди которых является принцип приоритета: за немногими исключениями, первое научное название, применяемое к виду, — то, которое прижилось.
Принцип приоритета помог восстановить порядок, но он также сохранил немало неудачных названий. Некоторые из них просто неудобны — например, хищные почвенные бактерии Myxococcus llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogochensis, названные в честь валлийской деревни llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch.
Другие имена попросту оскорбительны. Например, многие существа, особенно в Африке, имеют в своем научном названии слова caffra, cafferiana, caffrorum и другие подобные производные от арабского слова «неверный», которое сейчас в Южной Африке считается крайне грубым расовым оскорблением. В статье 2021 года ботаники Гидеон Смит и Эстрела Фигейредо предложили внести поправки в ботанический кодекс, заменив эти названия чем-то «более приемлемым».
Многие другие существа носят имена людей, которых сейчас осуждает весь мир. К ним относятся жук Гитлера, симметродонт Мао (млекопитающее мелового периода), ихтиозавр Ленина (огромная водная рептилия, тоже из мелового периода), жук-слизевик Кортеса (названный в честь испанского конкистадора) и кинетопластид Сесила Родса (паразит, названный в честь колонизатора и участника движения «Родос должен пасть» в Южной Африке и других странах), а также множество видов, названных в честь менее именитых убийц, насильников и, по крайней мере, одного педофила.
Есть существа, названные в честь Гитлера, Мао, Ленина и Кортеса, а также в честь более обычных убийц, насильников и, по крайней мере, одного педофила Ecocosm
После того, как Хаммер из Университета Аделаиды узнал больше о Джордже Хибберте, он спросил своего научного руководителя Кевина Тиле, есть ли в ботаническом кодексе какие-либо положения, позволяющие изменять название рода по этическим соображениям. Таковых не оказалось. В статье, опубликованной в 2021 году, Хаммер и Тиле предложили ряд изменений в кодексе, которые создадут процесс замены неприемлемых в культурном отношении названий.
В марте 2023 года прозвучало самое радикальное предложение: прекратить давать существам имена людей. «Я думаю, что это просто естественный сдвиг в обществе и в том, как общество смотрит на историю», — сказала Патрисия Гуэдес, биолог из Исследовательского центра биоразнообразия и генетических ресурсов Университета Порту. Когда она работала в Анголе, ей стало неловко упоминать виды, названные в честь белых европейских мужчин — это касается многих, если не большинства, из примерно 1500 наземных африканских позвоночных, названных в честь людей.
Гуэдес также сказала, что вместо того, чтобы пытаться чтить только безупречно благородных людей, лучше просто положить конец этой практике. Кроме этого, она предложила переименовать все существующие эпонимы — виды, названные в честь людей. Другая группа систематиков подсчитала, что придется пересмотреть примерно 20 процентов всех научных наименований.
Промежуточные итоги
В настоящее время Международная комиссия по зоологической номенклатуре работает над пятым изданием зоологического кодекса. Президент комиссии Томас Пейп заявил, что организация не планирует вносить какие-либо изменения в ответ на различные недавние предложения. Он указал на существующий, необязательный Кодекс этики, который гласит: «Ни один автор не должен предлагать имя, которое, по его или ее сведениям или разумному убеждению, могло бы оскорбить кого-либо по каким-либо причинам».
Что касается Международного ботанического конгресса — в июле этого года он соберется в Мадриде, чтобы рассмотреть различные изменения в ботаническом кодексе, включая предложение Хаммера и Тайле об упрощении удаления оскорбительных названий из номенклатуры.
Обновление от 25 июля: об итогах конгресса рассказали здесь. Коротко: расистские названия растений будут изменены. Вся ботаническая номенклатура пересматриваться не будет.
Ecocosm
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу